Sol_Blackhands (sol_blackhands) wrote,
Sol_Blackhands
sol_blackhands

Книга про буквицы



Хотел показать книжку вам. В ней всё-всё про буквицы (или про инициалы). Буквицы это те красивые большие заглавные буквы с которых обычно начинается текст в манускриптах и старинных книгах. Такие буквицы всегда особенно затейно пишутся и не менее затейно украшаются. Можно сказать что это особая дисциплина в книжной миниатюре и иллюстрации. В манускриптах, особенно европейских, часто встречаются буквицы с вписанными в них полноценными сюжетами. То есть буквицу можно вполне расценивать не как вспомогательный элемент декора средневековой книги, а как самостоятельный вид искусства даже. К каллиграфии буквицы тоже имеют вполне прямое отношение, ну это и так всем понятно.

В общем, я эти буквицы давно люблю и собираю в интернетах и книгах, рисую свои собственные и копирую исторические примеры, поэтому мимо такого издания равнодушно пройти ни разу не мог.

Итак, про книгу. По сути это не книжка в привычном понимании, а пособие для практических действий. То есть текст строго по делу и много картинок которые тоже про практики и технологии.

01.


У книги странный переплёт, листать её не очень удобно. Но зато она никогда сама не закроется если её держать на столе в раскрытом виде чтобы периодически туда заглядывать. А поскольку предполагается что вы с книжкой будете именно работать, а не читать её как литературу, то такой переплёт здесь весьма к месту.

02.


03.


Книга написана для самых маленьких для начинающих, всё доступно и понятно, разжёвано по шагам, наглядно показано и распихано по разделам и полочкам. На фото как раз вводная глава про инструменты.

04.


05.


Всякие тонкости тоже раскрываются, что приятно. А то обычно вот вам перо, вот вам резервуар к нему, а дальше сами пляшите. Ну все и пляшут, вплоть до того что пытаются эту насадку не с той стороны на перо закрепить. А тут не поленились и по шагам всё расписали, красота же)

06.


Или вот пример как темперную краску самопальную изготовить. Вам может быть смешно, а мне вот с пером всё понятно, а с яичным желтком могу аварию устроить запросто, ибо не кулинар я ну совсем.

07.


Суровые технологии золочения в доступном виде.

08.


09.


10.


Вот тоже приём простой и распространённый, а многие о нём и не слышали даже.

11.


С материальной частью разобрались, переходим непосредственно к буквам. Первый раздел про кельтский алфавит, всё по исторической хронологии.

12.


В каждом разделе, посвящённом определённой исторической эпохе, показан процесс изображения буквицы с применением одной из описанных выше техник. То есть одну золотят, другую тушью рисуют, третью рисуют темперой и на пергаменте и т.п.

13.


14.


Помимо буквиц не забывают и про основные начертания. К кельтским буквицам прилагается унциальный шрифт, например. Причём показан дукт (Это когда стрелочками показаны штрихи и циферками их очерёдность выполнения), высота шрифта в перьях (Шашечки слева, каждая шашечка это ширина штриха пера, то есть данный шрифт имеет высоту 4 пера. Какой ширины перо бы не выбрал, пропорция сохраняется), угол наклона пера при письме и даже звёздочками выделены штрихи повышенной засадности (Там в процессе проведения штриха приходится менять угол пера, чтобы выполнить сложные переходы от широкой части штриха к узкой, например). Всё вполне по-взрослому.

15.


Орнаменты и рамки, характерные для данного стиля, тоже не забыты.

16.


А вот эту буковку будут как раз золотить.

17.


18.


Каролингский минускул и сверху инструкция к его применению.

19.


Исторические примеры тоже в наличии.

20.


21.


22.


А вот и готика! Правда до этого и после этого тоже была "какбэ готика" в широком понимании этого термина, но это прямо уже готика-готика!

23.


Кто, кстати, распространяет лживые слухи что средневековье это всегда мрачно и серо?  Плюньте тому в глаз ибо он еретик! В книгах (а также в декоре зданий, гобеленах и т.п.) буйство красок! Чистые, максимально контрастные тона. А в сюжетах иллюстраций (особенно в рамках на полях, маргиналиях) иногда такая острая сатира и откровенный срам попадаются, что непонятно куда епископат с инквизиторами смотрели) А ведьм жгли и еретиков жгли. И пачками дохли от чумы, голода и оспы, это да, это было.  И вай-фая не было тоже. Даже в тавернах и даже у королей. Но я отвлёкся)

24.


25.


26.


О том что в готическом начертании есть масса вариантов (готика бывает текстура, квадрата, ротунда, швабахер, бастарда, фрактура), книга особо не распространяется. Но оно и понятно, пытливый читатель пусть пойдёт и книжку конкретно про европейскую каллиграфию почитает.

27.


Но кое-что про это в книге всё же есть.

28.


Ренессанс, опять же.

29.


30.


31.


32.


33.


Ну и под конец, современные работы для вдохновения читателей.

34.


35.


36.


Всем кто в теме, книжку категорически рекомендую. С ней можно прямо таки взять и начать. А те, кто и без неё уже взял и начал, всё равно что либо полезное оттуда возьмут, я уверен.

Я всё, всем кто досмотрел и дочитал — спасибо!)

Tags: tools, буквица, книги, речекряк, фотокарточки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments