Sol_Blackhands (sol_blackhands) wrote,
Sol_Blackhands
sol_blackhands

Маргиналии (часть вторая)



Итак, продолжаем с маргиналиями. Эта подборка будет про зверей и примкнувших к ним животных. Звери в среде маргиналий средневековых манускриптов жили полной жизнью, книжные  иллюстраторы их явно очень любили. Мало того что звери колоритны сами по себе, так ещё и используя их светлые образы, можно было сказать и изобразить такое, за что, будь оно сказано напрямую, можно было и головы лишиться. А так вроде и ничего: зверюшки, никакой крамолы, максимум сатира.

На первой картинке два хозяйственных мишки где-то раздобыли бочонок (скорее всего со спиртным) и огромный ключ (от сейфа) и волокут это всё добро в берлогу. На ходу читают, что характерно. А ещё мишки мужского пола, что художник нашёл нужным особо подчеркнуть зачем-то. А вообще медведи прямо геральдические, весь сюжет просто готовый герб если не для города, то для гильдии пивоваров точно.

А вот это уже именно медведица, скорее всего. Так как занята она сучением нити и наматыванием её на веретено. Вряд ли бы за таким занятием изобразили медведя-самца.

02.


Мышь играет сове на арфе. Сова неадекватна и силится понять кто здесь и откуда звук.

03.


Ещё одна упоротая сова в модной красной толстовке с капюшоном.

04.


А это собака на-волынке-играка. Драма в том, что волынка сделана, скорее всего, из кошки. Если принять во внимание выражение глумливой собачьей морды, то скорее всего так и есть.

05.


Вот вполне недурственно выписанные две собаки, играющих с костью. Даже породу понять можно вполне. Правда я не могу сказать какой это век, может и Возрождение уже на дворе в полный рост свирепствует.

06.


Знаменитый «Волк в монашеском капюшоне, читающий книгу». Эта картинка широко известна в узких кругах любителей средневековой миниатюры, постоянно её встречаю в различных подборках.
Только это не просто изображение волка с книжкой в лапах, это на самом деле острая сатира на церковников вообще и на монашество в частности. Чёрный цвет капюшона может указывать на монахов-бенедиктинцев, которые, по мнению автора картинки, суть волки позорные. Ну, или это не волк, а собака, тогда прямой и непрозрачный намёк на доминиканцев (domini canes – псы Господни), у них тоже мантии чёрные. А если ещё припомнить библейский символ агнца, то его прямой враг получается тоже волк. В общем намёк на то, что смиренные монахи совсем не те, за кого себя выдают, такие вот дела.

07.


Лиса эксплуатирует ясна сокола. Любому ясно, что ясен сокол не доволен.

08.


Собако-волко-подобная лиса с патологией передних конечностей (лапки сильно разной длины) утащила гуся. Гусь что-то там орёт на латыни.

09.


А это вообще моя любимая лиса. Она в модной розовой косыночке и утешает раздавленного жизнью петуха.

10.


Ещё одно глумление над церковниками. Уж не знаю, пёс это имелся в виду или волк, но когти и зубы у него что надо, сразу видно что хищник. По идее священник символизирует пастыря, поэтому здесь тоже крамола, что пастырь изображён именно как хищник. Шапка вроде епископская, я в облачении католического духовенства не очень разбираюсь. Тут ещё фигурирует епископский «посох пастыря», такие посохи носит высшее духовенство. Загогулина наверху посоха сделана по аналогии с петлёй на конце посоха пастухов овец, пастухи этой петлёй овец за шею ловят. Посохи первосвященников в раннехристианской церкви были самые настоящие пастушьи, простая палка с петлёй и всё, а со временем, когда церковь начала богатеть, посохи стали инкрустироваться золотом-серебром, всякими лалами-яхонтами и петля закрутилась в итоге в спираль.

11.


Тот же сюжет, но тут уже «паства» фигурирует. И «пастырь» не сколько хищный, сколько хитрый. Забавно что показано разнообразие видов в группе слушателей, тут тебе и утки и орлы и даже цапля.

12.


Любил народ руководство-то, не хищником покажет так дураком. По идее это учёный осёл (или мул), который поучает петуха. Но меня смущает отсутствие копыт у осла. Непонятное животное.

13.


В отличии от медведицы на второй картинке, тут предельно ясно, что перед нами именно самка кабана. Тоже сучит пряжу. И вообще кабаниха вполне цивилизованная, на стульчике, в синей кокетке на плечах. А вот дети у неё натуральные свиньи, ничего в них человеческого.

14.


Ещё одна свиная семейка, эти уже все дикие совсем.

15.


Внезапно смущённый лев-скрипач.

16.


И лев чёрный, как душа еретика. Но симпатичный.
17.


Конь анатомически аномальный. И я сейчас не про мощное конское достоинство даже, а про количество его передних ног. Потому что одной он держит колотушку, другой бубен, а третьим копытом, вырастающим из груди, он придерживает флейту. Такой вот молодец.

18.


«А проповедник-то, простите, слегка козёл», как бы говорит нам художник. Кстати, сатиры такого уровня в манускриптах встречается довольно много. Жалко не всегда можно понять о чём повествует сам манускрипт. Это всё несколько спорит с общепринятыми представлениями о тотальной диктатуре католической церкви в Средние Века. С одной стороны именно этой диктатурой такой юмор и был вызван, а с другой стороны вот на такие художества церковники, видимо, смотрели сквозь пальцы, иначе они бы до нас не дошли в таких количествах.

19.


Ну, вы поняли.

20.


А вот и благородному рыцарству досталось. Гром гремит, земля трясётся, виконт на петухе несётся.

21.


Ещё один кавалерист. Обратите внимание какие зубищи у утки и какие у неё мощные ласты. Это явно боевая или турнирная утка.

22.


Неопознанное животное то ли поёт по книге, то ли выкрикивает текст из неё.

23.


Мышь (это я думаю, что это мышь) писец. В одной лапке перо, в другой стилус для разлиновки пергамента.

24.


Отважные мыши-мореходы. Кормчий у них матёрый, с таким бугаём не пропадёшь.

25.


Классика. Ёжик с яблочками на колючей спине. Между прочим, полнейшее враньё, ёжики никогда так не носят яблоки. Но художественный образ очень живуч и поразительно часто возникает в книжках. Возможно что с этой картинки всё и пошло, как знать.

26.


Ну, где ёжик там и опять же упоротая белочка.

27.


А это знаете кто такой? А это жираф, да-да! Как-то сразу понятно, что художнику жирафов лично видеть никогда не доводилось.

28.


А вот от какого животного остались рожки да ножки на последней картинке, вы, надеюсь, догадаетесь сами.

29.


Конец вещания.


Tags: всякий арт, картинки, миниатюры и маргиналии, типа юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments