Sol_Blackhands (sol_blackhands) wrote,
Sol_Blackhands
sol_blackhands

Единый единою чертою



Как-то раз, очень давно, ещё когда я в школе учился, я провёл несколько дней в стенах  Московской Духовной Академии и Семинарии в г. Сергиев Посад. В той Семинарии что в Троице-Сергиевой Лавре находится. Гостил я там у знакомых семинаристов. Да я туда несколько раз вот так в гости заезжал на самом деле.

Соответственно посмотрел на семинаристское житьё-бытьё, как они там спят и что едят и всё такое. А у них там на территории Семинарии, помимо всего прочего, расположен ещё музей такой ЦАК — Церковно-археологический Кабинет называется. Не знаю, пускают туда обычных посетителей или нет (кажется что нет), но я там в одиночестве бродил, потому что семинаристы были на лекциях, а меня деть было некуда. Но ходить по музею было не скучно, потому что экспозиция там довольно богатая: живопись, рисунки, скульптура, церковная утварь, монеты и т.п. нормальный такой крупный культурно-исторический музей, похож на краеведческий только именно что с церковным уклоном.

И вот поразила меня там одна гравюра с изображением лица Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Поразила техникой исполнения, так как лицо Иисуса было изображено одной спиральной линией, которая шла концентрическими кругами от кончика носа до краёв изображения. А само лицо как бы проявлялось на гравюре за счёт различной толщины этой линии. И внизу ещё написано было «Единый единою чертою». Помню что потом, перед отъездом, я в музей ещё раз приходил специально на эту гравюру посмотреть, настолько сильное впечатление она на меня произвела.

Вот эта гравюра из Сергиев-Посадского музея:



А тут на днях листаю ленту в ВК и натыкаюсь на такое же изображение и короткий текст что автор этой гравюры французский художник Клод Меллан, гравюра называется La Sainte Face (Holy Face) или Плат Святой Верoники, сделана она в 1649 г.

А в ЦАКе висит копия и выполнена она неизвестным художником. Вот что про это удалось выяснить в Интернетах: «На гравюре отсутствует имя автора, но есть сведения о месте и времени ее изготовления. Она отпечатана в литографической мастерской Московского университета, разрешение цензора получено 29 ноября 1838 года. В то время в Москве было не так уж много умелых мастеров. Поэтому у искусствоведов есть заманчивая задача сравнить известные гравюры того времени с данной работой и найти в них общую руку одного художника. Будем надеяться, что кто-нибудь возьмется за разгадку авторства уникальной работы.

Отсутствие подписи на гравюре можно объяснить тем, что она скопирована с более ранней известной работы. Мастер не считал себя вправе ставить собственное имя на гравюре, у которой есть прототип.»

Вот оригинал Клода Меллана:



Вот совсем большая картинка, 3000 px по высоте.

Об авторе оригинальной гравюры, Клоде Меллане, известно что родился он на севере Франции в 1598 году, а умер в Париже, прожив девяносто лет. Меллан прославился и как живописец-портретист, и как гравер. В мировых энциклопедиях, например в английской "Encyclopaedia Britannica", о Меллане есть статья с перечислением прославивших его имя картин. Но если вы возьмете краткие энциклопедические словари, в которых самым знаменитым людям отводится всего несколько строк, в заметке о художнике Меллане будет упомянута лишь одна эта работа: "Плат Святой Верoники", на которой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа выполнен спиральной линией переменной толщины. В нижней части Меллан поместил надпись на латыни: "FORMATUR UNICUS UNA" (выполнен как никакой другой) и ниже: "NON ALTER" (неповторим).

Меллан изучал гравюру сначала пять лет в Париже, а затем в 1624 году он направился в Рим и оставался там в течении двенадцати лет, изучая стиль и технику таких итальянских мастеров как Франческо Вилламена и Агостино Карраччи. По их работам он узнал об уникальной технике гравировки без перекрестной штриховки и возможности моделировать формы в рисунке просто контролируя утолщение и сужение линии штриха.

Что хочется сказать, вот так вот праздное листание ленты вКонтактика порой может вытащить из памяти совершенно неожиданные воспоминания и побудить к розыску информации про чудесную гравюру и её создателя. Такие дела)


Tags: всякий арт, где был — что делал, годные штуки, опачки, ценная копипаста
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments