Sol_Blackhands (sol_blackhands) wrote,
Sol_Blackhands
sol_blackhands

Omnia Vanitas (часть 2)

Итак, продолжаем разговор про Ванитас, начатый вот тут: http://sol-blackhands.livejournal.com/246270.html

Для тех кто только что обо всём этом узнал, вкратце сообщаю — Ванитас, это такая традиция в живописном натюрморте, сложившаяся в Европах в эпоху Возрождения. В сюжете данного натюрморта всё подчинено той теме, что жизнь отстой, а дальше смерть жизнь скоротечна, а смерть неизбежна. Такие картины обычно вешали в кабинетах солидных господ, дабы придать интерьеру и этим господам ещё большей солидности. Мол, хозяин дома не только поесть и поспать любитель, но и о вечном периодически задумывается.

014.


Jan van Kessel (1655-1670), Vanitas Still Life.

А вот как раз «весёленький» вариант мрачного натюрморта с черепом, довольно не типичный. Казалось бы, череп в наличии, все атрибуты бренности бытия тоже на месте, но цветы и бабочки всё равно настраивают зрителя не весёлый лад. Хотя, как я уже писал, бабочка символ легкомысленного отношения к жизни и её скоротечности.

015.


Cornelis van der Meulen (1642-1691), Vanitas Still Life, 1688.

Вот снова классический философский натюрморт в тёмной гамме. Снова волосы-колосья, безвременно сорванные и не сумевшие дать плодов, снова затухшая свеча, статуэтка, как символ искусства, и большая книга на заднем плане. Из нового тут появляется зеркало, символ тщеславия и излишнего внимания к своей персоне и слева от черепа лежит пенсне. Пенсне здесь фигурирует как личная вещь покойного, с которой он не расставался при жизни и уже совершенно бесполезная ему после смерти. Нельзя не упомянуть центральный акцент натюрморта — игральная карта туз треф. Есть мнение, что в символах игральных карт зашифрованы атрибуты страстей Христовых (и это одна из причин, почему христианам в карты играть грешно), так вот треф это крест, в данном случае смерть на кресте. В общем, туз треф можно расценить как символ смерти. А ещё обратите внимание на очень красивое покрывало (или скатерть) на столе с классическим узором из листьев аканта.

016.


Автора определить не удалось Vanitas Still Life.

Натюрморт Ванитас, посвящённый искусствам. Вполне мог украшать личный кабинет какого-нибудь любителя оперы и щедрого жертвователя театрам. Здесь, помимо обязательных черепа и песочных часов, можно видеть смятый нотный альбом, украшенный богатыми инициалами, личные письма, книгу с красным обрезом и трогательными загнутыми уголками-закладками (внимательно читали, пользовались). В центре композиции сверху над черепом лежит скрипка без струн, они давно лопнули и скрипка больше не звучит, она мертва. Внизу под черепом большая чернильница и вертикально стоящее гусиное перо, которого больше никогда не коснётся рука автора.
Вот, кстати, посмотрите как выглядит настоящее птичье перо, очинённое для письма. Никакого оперения на нём и нет, потому что оно мешало и щекотало руку. Сейчас у всех в голове есть собирательный образ некоего условного «Пушкина», застывшего над листом бумаги и в задумчивости закусившего кончик богатого и пушистого птичьего пера. Так вот, ерунда это всё. Перья очиняли вот так как на этой картине, до состояния стилуса.
На заднем плане видно сумку, доверху набитую бумагами, письмами и дневниками. Там же виднеется игральная карта.

017.


Автора определить не удалось. Flemish School. A Vanitas Still Life, 1620. Oil on panel.

Довольно оригинальная работа, выполненная в несколько наивном стиле, с огрехами в анатомии костей черепа и общей перспективе предметов и планов. Но всё равно, все мрачные символы и аллегории здесь присутствуют. Неизменный череп, букет увядающих цветов с опадающими лепестками, раскрытый дневник с записями от руки в нём, писарские пренадлежности, песочные часы, подсвечник на длинной ручке с почти догоревшем огарком свечи и (внезапно) солнечные часы. Вот эти солнечные часы, да ещё и вмонтированные в грань каменной плиты, пожалуй, самая интересная деталь этого натюрморта.

018.


Antonio de Pereda (1611-1678) - Allegory of Vanity (detail), 1634.

А вот наоборот, прекрасно выписанная рукой испанского мастера, очень барочная работа. Картина просто пресыщена всевозможными аллегориями и символами. Я, к сожалению, не смог узнать, что за камею держит в руке ангел, вернее я не смог узнать чей портрет там изображён. Так же не ясно, специально ли ангел указывает на точку на глобусе (отсель бомбить мы будем шведов!) или это случайность. Справа от ангела на картине громоздятся богатства и личные вещи, слева же навалена целая гора черепов, искусно инкрустированные доспехи (символ воинской славы и искусства) и ружьё. В правой части изображены богато украшенные массивные золотые настольные часы, к ним прислонена просто огромная золотая монета с каким-то римским профилем на ней. С другой стороны часов помещены несколько портретов знатных дам, кошелёк с золотыми и серебряными монетами, дорогой сосуд с духами (я предполагаю). Там же нитка жемчуга как женское украшение и массивная золотая цепь как украшение мужское.
В общем, можно сказать, что справа показана жизнь гражданская (и, возможно, дамы на портретах это любовницы), а слева показана жизнь военная, с оружием и черепами поверженных врагов и огромной погашенной свечой в большом подсвечнике. А по середине, как уравнитель всему, чёрные песочные часы. А над всем этим великолепием и разнообразием ангел.
Из интересных деталей здесь можно отметить не доделанный переплёт книги, как будто её не успели переплести, и непонятные мне карточки рядом с ружьём и монетами.
ДОП: И снова мои добрые читатели поравляют меня — непонятные карточки это, скорее всего, карты из младшего аркана Таро. В комментариях есть исчерпывающий пример.

019.


Antonio de Pereda (1611-1678), The Knight’s Dream (detail).

Ещё один расширенный вариант Ванитас работы того же мастера. Сон Рыцаря. Здесь символов и аллегорий ещё больше чем в предыдущей работе. Слева в углу театральная (возможно карнавальная, но вряд ли) маска, букет срезанных цветов вазочке, как символ скорого увядания, ноты как символ музыкальных искусств и вот за черепом интересная композиция из головных уборов: там и лавровый венок и папская тиара и монаршая корона европейского образца и совсем на заднем плане рядом с глобусом видна корона в восточном скорее стиле. И там ещё скипетр угадывается. Прямо все виды власти над телами и душами: короны это власть мирская, а тиара и лавровый венец героя и поэта это власть над душами. И опять доспехи, всё-таки сон рыцаря. Трость и глобус как символ путешествий.
Интересно, что гласит надпись на ленте в руках ангела. Я не смог разобрать, но думаю что это или цитата из великих или Библии или вообще родовой дворянский девиз этого самого рыцаря. ДОП: Мои добрые читатели подсказывают, что там написано на латыни «Aeterne pungit, cito volat et occidit», что в весьма вольном переводе означает «Слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон»
Перед рыцарем на столе богато рассыпаны уже известные нам предметы: карты, деньги, два ствола кошелёк с монетами, часы, шкатулка с драгоценностями, церемониальная нагрудная золотая цепь и пистолет. Всё это я уже описывал.

020.


Неизвестный автор, Vanitas Still Life, 17th century.

Очень интересная работа. Мало того, что животные в данном жанре натюрморта встречаются крайне редко, так тут ещё не просто какое-то там животное, а моднейшая сова! Довольно хорошо выписанная, кстати. Учитывая все эти тенденции в изобразительном искусстве, получается прямо таки современный сюжет. На каком-нибудь Tumbler ванильные девочки бы залайкали эту картину насмерть. Потому что тут всё в тренде — и череп и совуля и свечечка и вообще готика, аняня! Забавно, что в наше время подобный сюжет почти уже не несёт в себе ничего негативного, красивая картинка с черепом и всё.

021.


Antoine Wiertz ( 1806-1865), Vanitas Still Life, 1824.

Эта работа бельгийского художника не совсем в тему здесь, так как она написана уже в 19 веке, получается что это новодел. Но ведь при этом это каноничная Ванитас. Мне эта картина очень нравится, идеальная композиция, вписанная в стенную нишу. А муху слева внизу все заметили? Всюду жизнь)

022.


Неизвестный автор, Artwork by German School, Vanitas Still Life, 17th century.

Очень похожая на предыдущую работа, но написана она в правильном 17-ом веке. Интетесна она конечно же ящерицей. Ящерица в христианстве считается символом дьявола. Оно и понятно: живёт по щелям и норам в сырости, избегает солнечного света, хладнокровна, имеет змеиный язык и змеиные глаза и чешую. Отбрасывает хвост и отращивает новый (бесовские козни). В античности, у древних греков, считалась символом Меркурия — бога торговли, дипломатии и риторики. Видимо именно этот символизм хотел указать художник, так как ящерица стоит лапкой на золотой монете. Да, ещё в римской мифологии считалось что ящерица не спит всю зиму, а умирает осенью и воскресает весной и потому она являлась символом смерти и перерождения. А ещё считалось, что у ящериц нет языка (как так-то, а змеиный язык на что?) и они питаются исключительно утренней росой и олицетворяют собой молчание.
Весь этот текст рекомендую взять на заметку обладателям бессмысленных, но красивых татуировок с ящерицами. Ребята, не благодарите)

023.


J. Falk (1600-1699) Vanitas Still Life, 1629.

Трогательная парочка, эдакие супруги или любовники. Я лично давно не вижу в черепах ничего для себя пугающего и потому этот натюрморт вызывает у меня разве что умиление. Хотя он грустный, конечно.
Роза слева в углу довольно наивная, не реалистичная. Глядя на эту розу хорошо видно откуда и как в дальнейшем сформируются традиции графического олдскула в татуировке. Слева вверху на тёмном фоне можно различить масляный светильник с еле тлеющим фитилём и двумя косяками с махурианой непонятными мне белыми твёрдыми фитилями, не знаю что они такое, очень похожи на сигареты, но они тогда были не в ходу.

024.


Henri Jan-Augustyn Leys (1815-1869) Still Life Of Three Skulls.

Картина «На троих» или «Совещание». Тоже «вне конкурса», так как 19 век. Ничего лишнего (почти), никаких предметов-символов, черепа и всё. Они ещё и на стуле нагромаждены, а не на столе, если приглядеться. Чистое «Memento Mori», без примесей. Но тоже Ванитас, безусловно.

На этой лаконичной, но сильной ноте, пожалуй закончим эту часть. В запасе есть ещё картины, думаю будет третья серия.

Всем спасибо кто дочитал.
Tags: болтовня, в космос, всякий арт, картинки, мало кто знает и хочет знать
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments